В отличие от рынка новых авто продажи автокредитов показывают последовательный рост
Текущий 2019 год для автокредитования в России можно назвать успешным. Причем увеличение спроса на эти продукты становиться еще более значимым, так как продажи самих машин в целом в стране наоборот сокращаются. О причинах такой разнонаправленной динамики фактически взаимосвязанных рынков нам рассказала Наталья Русова, коммерческий директор Русфинанс Банка. Также были оценены основные тенденции автокредитования в 2019 и его перспективы на 2020 год.
- 2019 год еще не закончился, но все же прошедшая его часть уже позволяет говорить о каких-то тенденциях. Поэтому изначально хотелось бы узнать о положении дел в автокредитовании в целом – какая динамика объемов и количества подобных долговых обязательств?
- В отличие от рынка новых автомобилей продажи автокредитов в России в этом году показывают последовательный рост.
По сравнению с прошлым годом автокредитный рынок вырос за 9 текущих месяцев на 17% до 491 млрд рублей, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Продажи же новых автомобилей снижаются несколько месяцев подряд.
Если говорить о трендах, то стоит упомянуть о льготных госпрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». До конца октября они были основным драйвером спроса на автокредиты и на них пришлись существенные объемы продаж автокредитов.
Отмечу также увеличение средней суммы кредита, рост выдач займов в сегменте автомобилей с пробегом и популярности кредитов с остаточным платежом.
- Рынок автокредитования фактически зависим от авторынка в стране. Поэтому, учитывая, насколько известно, постоянную тенденцию снижения продаж новых транспортных средств в России в 2019 году относительно 2018 года, кажется немного странной разнонаправленная динамика этих секторов. По вашему мнению, в чем заключается причина развития автокредитования на фоне уменьшения востребованности новых авто среди россиян?
- Во-многом, это связано с привлекательным уровнем процентных ставок по автокредитам, наличием интересных кредитных предложений от автопроизводителей и субсидированием кредитов по госпрограммам. Добавлю, что последние решения ЦБ РФ по ключевой ставке оказывают позитивное влияние на рынок, поэтому в начале следующего года мы ожидаем снижения ставок на автокредиты в пределах 0,5-1 п.п.
Интерес к банковским продуктам подогревает и рост стоимости новых автомобилей, который происходит в последние годы. При этом доходы населения повышаются не столь высокими темпами.
- Если сравнивать авторынок и автокредитование, то является ли идентичной у них популярность наиболее востребованных производителей транспортных средств?
- Это утверждение справедливо в первую очередь для массового сегмента. Больше всего автокредитов Русфинанс Банк выдает на модели, которые входят в ТОП-10 продаж на российском рынке новых автомобилей.
В премиальном сегменте могут быть исключения, но в целом, заёмщики также чаще привлекают кредитные средства для покупки самых популярных на рынке автомобилей.
- Хотелось бы поинтересоваться о структуре автокредитования в вашем банке. Вы предлагаете заключение договора с приобретением дополнительной услуги КАСКО, которую не все хотят покупать, и без нее. Причем такая возможность есть по всем программам – и по новым транспортным средствам, и подержанным. Насколько популярен вариант оформления автокредита без КАСКО по тем или иным машинам, а также, по вашему мнению, насколько оправдан выбор финансирования без рассматриваемой дополнительной услуги?
- Покупая новый автомобиль, клиенты, как правило, выбирают продукт со страховкой. Таким образом они получают дополнительную защиту от форс-мажорных ситуаций.
В сегменте же подержанных автомобилей заёмщики чаще пытаются оптимизировать расходы на кредит и нередко отказываются от КАСКО.
- Интересно узнать, какую среднюю стоимость приобретаемого транспортного средства клиенты вносят за счет собственных средств по новым и подержанным машинам? И много ли тех, кто приобретает автомобиль в долг с минимальным первоначальным взносом?
- В среднем клиенты вносят 40% стоимости при покупке нового автомобиля и 35% - автомобиля с пробегом.
Русфинанс Банк выдает более 65% автокредитов с первоначальным взносом от 10% до 50% стоимости автомобиля. Доля кредитов с первоначальным взносом менее 10% остается достаточно низкой.
- Сильно ли разнятся средние параметры, например, срок, первоначальный взнос, популярные транспортные средства и т.п. в регионах и Санкт-Петербурге с Москвой?
- Средняя сумма автокредита в Москве и Санкт-Петербурге заметно выше, чем в других российских регионах. Это обусловлено популярностью в этих городах автомобилей премиального класса и тем, что массовые модели здесь покупают в более дорогих комплектациях.
Что касается срока кредита, то его продолжительность практически ничем не отличается и составляет до 5 лет, а по некоторым моделям – до 7 лет.
- Учитывая снижающуюся популярность новых машин у россиян, отдельно хотелось бы остановиться на вторичном рынке. Если раньше об автокредитах для подержанных автомобилей говорили скептически, то какое положение дел на текущий момент? Наращивает ли свою долю этот сегмент?
- Автокредиты для покупки автомобилей с пробегом пользуются все большей популярностью у заёмщиков. За 10 месяцев текущего года наши продажи в сегменте б/у превысили 10 млрд рублей
Это связано с рядом факторов. Дилеры, например, последовательно повышают качество проверки и предпродажной подготовки б/у автомобилей, поэтому рынок становится все более цивилизованным. При этом происходит снижение процентных ставок по соответствующим кредитным программам. Так, Русфинанс Банк предлагает клиентам кредит для покупки подержанного автомобиля по ставке от 7,9% годовых, что сопоставимо с кредитными предложениями для новых автомобилей.
- Какие машины с пробегом более популярны – отечественного или зарубежного производства? И какой средний чек такого автокредита?
- Высокой популярностью у клиентов Русфинанс Банка пользуются автомобили с пробегом зарубежного производства. Рейтинг возглавляют автомобили с пробегом марки KIA, Hyundai, VW, Nissan, Renault, Ford. В ТОП-10 входит и отечественный производитель Lada.
Средняя сумма автокредита в Русфинанс Банке в текущем году на автомобиль с пробегом составляет около 480 тысяч рублей. Если сравнивать с прошлым годом, то происходит постепенный рост.
- Мы говорили про программы автокредитования с государственным субсидированием. Безусловно, они повлияли на положительную динамику рынка в текущем году. В то же время бюджет на них уже достаточно давно исчерпаны. Можно ли в связи с этим ожидать в течение оставшейся части 2019 года сокращения темпов развития автокредитования?
- Безусловно, государственные программы субсидирования автокредитов оказывают мощную поддержку потребительскому спросу. С учётом их завершения сегодня можно говорить о сокращении темпов роста продаж автокредитов, особенно в массовом сегменте, на который госпрограммы влияли больше всего.
В то же время кредитные организации предлагают новые финансовые инструменты, чтобы поддержать спрос. Например, программы с остаточным платежом, чтобы уменьшить ежемесячные выплаты по автокредиту. Или бесплатный сервис «Удачное начало», который Русфинанс Банк запустил в прошлом месяце. Этот сервис позволяет заёмщику перенести дату первого платежа по автокредиту на третий месяц действия договора. Обычно покупка автомобиля сопровождается существенными тратами: ОСАГО, КАСКО, покупка дополнительного оборудования, зимних шин и прочими издержками. Мы же хотим помочь клиентам снизить расходы за счёт нового сервиса, которой дает возможность гибко управлять финансами.
- Исходя из этого, ваши ожидания относительно автокредитования в целом по итогам 2019 года и на начало 2020 года?
- Ожидаем, что 2019 год для рынка автокредитования завершится с ростом в пределах 14-16%.
Будущий год во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране, спроса в автомобильной отрасли, государственной поддержки.
При сохранении текущих тенденций можно прогнозировать небольшой рост автокредитного рынка в пределах 5-7%. Это может произойти за счет увеличения средней суммы кредита и доли кредитования автомобилей с пробегом.
Роман Макаров
Генеральный директор МФК «Займер»
Олег Гришин
Гендиректор МФК «МигКредит»
Роман Черкаев
Директор департамента продаж финансовых сервисов QIWI