Микрозаймы снова подтвердили свою высокую востребованность
Организация новогодних праздников и покупка подарков требуют значительных финансовых затрат. В такой ситуации, естественно, у многих граждан не хватает собственных накоплений, что провоцирует повышение интереса к заемным средствам. В том числе в микрофинансовом секторе. Мы решили более детально узнать об изменении активности заемщиков в предновогодний период у Романа Макарова, генерального директора МФК «Займер». Рассмотрев и акции, проводимые компанией в декабре месяце.
- Существует мнение, что декабрь – самый активный период на микрофинансовом рынке в течение всего года. Насколько такое утверждение является верным? Если да, то хотелось бы для понимания ситуации узнать сравнительную статистику по динамике увеличения заявок на получение денег в долг или одобренных займов.
- Действительно, судя по нашим наблюдениям, декабрь — период наиболее проявленного сезонного роста спроса на заемные средства. Согласно 5-летней корпоративной статистике, в декабре мы выдаем, в среднем, на треть больше займов, чем в прочие месяцы (точнее, примерно на столько превышается среднемесячная динамика выдач, так как наши показатели стабильно растут). Способствуют этому как необходимость праздничных покупок, так и желание клиентов расплатиться в уходящем году с какими-либо долгами, плюс чисто сезонные причины — например, связанные с необходимостью смены гардероба. Уверен, нынешний декабрь также не станет исключением, тем более, из-за ограничения процентной ставки займы стали гораздо выгоднее.
- А с какой целью чаще граждане обращаются в микрофинансовые организации (МФО) в предновогодний период - покупка подарков или организация мероприятий?
- Конкретных данных на этот счет у нас нет. Но могу сказать, что праздничные затраты заемщиков полностью совпадают со средним размером микрозайма. Например, согласно нашему опросу клиентов, 55% из них планируют потратить на празднование Нового года до 10 тыс. рублей.
- Увеличивается ли средний чек оформленного займа в период новогодних праздников? Ведь те же подарки требуют больших расходов, чем привычные материальные сложности, связанные, например, с нехваткой средств до зарплаты.
- Да, средняя сумма займов в декабре немного увеличивается - обычно на 3-5%, если сравнивать с ноябрьскими суммами. Самые большие суммы обычно просят 29 декабря, а самое большое количество заявок на займы мы получаем 30 числа. Но 31 декабря обычно спрос на деньги уже возвращается к обычному уровню.
- В большинстве отечественных МФО предновогодний период сопровождается проведением разнообразных акций. Ваша компания не стала исключением. Причем, насколько известно, действует сразу две акции. Сначала, все же, хотелось бы узнать о предложении войти в новый 2020 год без долгов. Расскажите, вкратце, о деталях предложении. В том числе в каком формате она реализована – реструктуризация или рефинансирование, с просрочкой какой продолжительности удастся воспользоваться им, что именно прощает компания, какие последствия, если после применения акции у заемщика вновь возникает нарушение графика?
- Суть акции «В новый год без долгов» — списание штрафов и пеней, а также сокращение начисленных процентов нашим должникам, согласным быстро решить вопрос с задолженностью. Акция ориентирована, в основном, на «тяжелые» ситуации (задолженность от двух месяцев и более). Однако, по факту, любой наш должник в канун Нового года имеет отличный шанс расплатиться с прошлогодними финансовыми обязательствами на максимально выгодных условиях. В каждом случае мы можем обещать сугубо индивидуальный подход к решению вопроса. Мы гарантируем отмену штрафных санкций, где-то идем на снижение процентной ставки и суммы основного долга, а где-то — на реструктуризацию. Все зависит от того, насколько тяжелая ситуация сложилась для заемщика.
Отмечу, что в при обращении в суд у нас есть полное право получить с заемщика полную сумму обязательств по договору плюс возместить судебные издержки. Однако мы заинтересованы в лояльности наших клиентов и поэтому готовы идти навстречу каждому в надежде на долгосрочное сотрудничество. Тем более, что сверхзакредитованность заемщика не выгодна и нам самим. Если клиент воспользовался акцией и внес единоразовый платеж, договор мы закрываем и никаких дальнейших последствий (помимо улучшения кредитной истории) у клиента не возникает.
- Подобная акция в вашей компании проводится не в первый раз. Насколько она востребована была ранее?
- Акцию проводим четвертый год. В прошлом году получили неплохой отклик: тысячи наших клиентов расплатились со старыми долгами. И это замечательно, потому что, повторюсь, мы заинтересованы в дисциплинированных, материально благополучных клиентах. Надеемся на значимые результаты акции и в этот раз.
- В любом случае акция – «В Новый год – без долгов» предусматривает списание неустойки, а также других комиссий. Соответственно, возникает логичный вопрос – не потребуется ли должнику уплачивать НДФЛ со списанной суммы?
- Мы не списываем должнику заем. Речь идет только о ликвидации штрафных санкций и о снижении суммы начисленных процентов. То есть, клиент не «обогащается» за счет полученных денег, а получает право заплатить меньше за пользование нашими деньгами.
- Вторая ваша акция уже более привычна – розыгрыш денежных призов. Расскажите вкратце и о ней.
- Действительно, розыгрыш денежных призов — традиционная форма поощрения наших клиентов. На этот раз мы предложили заемщикам рассказать о самых интересных случаях, связанных с использованием займов. Насколько способны небольшие суммы, взятые в долг, изменить жизнь, достигнуть новых вершин, способствовать увлекательным приключениям и новым открытиям? Своего рода это - обратная связь, чтобы убедиться, что наш продукт им нужен. В январе, при подведении итогов конкурса «Истории Займера», мы должны узнать на этот счет массу увлекательных историй. Авторов лучших рассказов ожидают денежные призы.
- Возникает логичный вопрос – акции для привлечения новых заемщиков, например, с розыгрышем подарков или в виде первого займа без процентов, неэффективны?
- С одной стороны, повторные клиенты, действительно, становятся все более значимой аудиторией микрофинансовых сервисов. У нас, например, доля займов, оформленных постоянными заемщиками, приближается к 80%. Но это, конечно, не значит, что новые заемщики нам не интересны. Мы проводим акции для всех. Из последних интересных примеров — летом выдавали промокоды действующим клиентам, а они раздавали их друзьям, родственникам, знакомым. То есть, в свою очередь, получали право оформить первый займ на льготных условиях. Такие акции также весьма эффективны и востребованы клиентами.
- В завершении, учитывая тему нашего интервью и огромное количество изменений на российском финансовом рынке, хотелось бы поинтересоваться вашим мнением – как бы вы охарактеризовали 2019 год для рынка займов в России?
- Год, конечно, был непростым. Наглядное тому подтверждение — сокращение количество МФО более чем на 10% по сравнению с декабрем 2018 года. Однако микрозаймы снова подтвердили свою высокую востребованность, и поддержало эту тенденцию заметное снижение процентных ставок по микрозаймам для конечного потребителя. Да, рост выдач на рынке замедлился, но мы все равно ожидаем «плюса» к прошлому году — как по микрозаймам физлицам в целом (+21% при +30% в 2018 году), так и по PDL-займам (+17% при +40% годом ранее). Сам рынок изменился структурно — на фоне ограничений по займам «до зарплаты» бурный рост испытывают среднесрочные installment-займы (мы ожидаем +25% выдач по итогам года).
Уверен, наступающий 2020 год сделает микрофинансовые продукты еще более качественными, доступными и удобными в применении. Во всяком случае - мы это ясно видим - крупнейшие компании рынка к этому стремятся.
Олег Гришин
Гендиректор МФК «МигКредит»
Наталья Русова
Коммерческий директор Русфинанс Банка
Роман Черкаев
Директор департамента продаж финансовых сервисов QIWI