Сегодня QIWI – это финтех экосистема

Сегодня QIWI – это финтех экосистема

Для многих физических лиц QIWI ассоциируется исключительно с электронными кошельками и терминалами. Хотя, в настоящее время эта коммерческая структура предоставляет свои услуги практически во всех финансовых сферах. Включая в свою структуру не только привычную платежную систему, но и отдельные банки, обслуживающие граждан и бизнес, денежные переводы, самостоятельные карточные продукты и т.д. Поэтому сегодня Роман Черкаев, Директор департамента продаж финансовых сервисов QIWI, более детально рассказал о всей структуре группы компаний, а также поделился ближайшими планами развития отдельных направлений бизнеса.


- В представлении массового потребителя вы по большей части воспринимаетесь электронным кошельком, но на самом деле это не так. Не могли бы вы более детально рассказать нашим читателям, что собой на самом деле представляет QIWI?

- Да, долгое время рынок ассоциировал нас с электронным кошельком и терминалами. Это не удивительно – мы первыми на рынке запустили эти сервисы и до сих пор остаемся лидерами. Тем не менее, за годы своего существования наш бизнес расширился до качественно иного уровня. Мы являемся группой компаний, в которую входит Платежная Система QIWI, КИВИ Банк, Система денежных переводов CONTACT, Карта рассрочки Совесть и Рокетбанк. Кроме того, мы инвестируем в банк для малого и среднего бизнеса Точка, развиваем технологии блокчейн и Big Data.

Сегодня QIWI – это финтех экосистема. У нас есть банковская лицензия и технологическая инфраструктура, которая позволяет постоянно развиваться и адаптироваться к запросам рынка. Благодаря этому мы не только предлагаем бизнесу классические платежные решения, но и создаем кастомизированные сервисы для отраслевых рынков, каждый из которых имеет свою специфику. Это не только банковский сегмент, но и ритейл, микрофинансы, такси, ЖКХ, благотворительность, туризм, образование, переработка вторсырья и многие другие. Еще в этом году мы вышли на рынок самозанятых. Как видите, QIWI существенно вышла за границы электронного кошелька.


- А все же, какие направления бизнеса на текущий момент являются для вас приоритетным?

- Сложно выделить какое-то ключевое направление. У нас есть “core” бизнеса, куда входят основные продуктовые решения, и есть направления, которые существуют достаточно автономно, но от этого не менее значимы в рамках контура группы компаний.

Глобально мы ориентированы на развитие бизнеса по модели B2B2C – бизнеса для бизнеса и людей. Это значит, что мы отталкиваемся от потребностей рынка и наших партнеров и развиваем удобные сервисы для конечных потребителей. Эта модель масштабируется на все сегменты, с которыми мы работаем.

Конечные пользователи активно переходят в digital-среду. Мы учитываем это и развиваем соответствующие онлайн-сервисы. С другой стороны, не первый год остается актуальным тренд на персонализацию, и современные потребители ожидают, что у них будет выбор, в том числе, как платить или получать деньги. В разных условиях он будет совершенно разным. Бизнесу важно предоставить своим клиентам этот выбор, поэтому пока рано говорить о полном переходе в онлайн. Офлайн каналы останутся актуальными, а значит мы будем развивать и их.


- Действительно, в последние годы рынок онлайн-платежей растет быстрыми темпами. С чем, на ваш взгляд, это связано, и что будет дальше?

- Причины такого роста вполне объяснимы и логичны. Рост эмиссии банковских карт, доступность интернета и смартфонов для населения положительно влияют на темпы роста. Активно развивается мобильный и интернет-банкинг, а многие ритейлеры наращивают свое присутствие в онлайн-среде – это существенно сказывается на динамике онлайн-платежей.

Платежные интерфейсы стали простыми, быстрыми и удобными, и пользователи начали им доверять. В то же время развитие сервисов Apple Pay, Google Pay задало новый тренд. За последние годы Россия стала одним из мировых лидеров по количеству бесконтактных платежей, а также крупнейшим рынком цифровых кошельков в Европе. Считаю, что в ближайшие годы эта тенденция сохранится.


- Вы являетесь полностью дистанционной кредитной организацией. Всегда интересно узнать у компаний с удаленной бизнес-моделью, почему вы не открываете свои офисы?

- Слоган QIWI – «Все проще». На этом и строится наша бизнес-модель – на простых и удобных людям вещах. Мы предоставляем полноценный сервис для партнеров и пользователей даже без многочисленных офисов.

Мы исторически обладаем самой распространенной в России сетью платежных терминалов, которые обслуживаются нашими партнерами-агентами. Мы представлены в каждом уголке страны, что позволяет пользователям совершать платежи наличными, а нашим партнерам – оказывать услуги в отдаленных регионах. Кроме того, наши сервисы интегрированы в кассах крупнейших ритейлеров и салонов связи. Это позволяет сбалансированно присутствовать в офлайн среде.


- Какие продукты для бизнеса вы сейчас развиваете? Почему именно они, и в чем их преимущества?

- Два основных решения QIWI – это прием платежей и выплаты. Онлайн-прием осуществляется через интернет-эквайринг. Наше преимущество, в данном случае, заключается в том, что мы являемся одновременно разработчиком и банком-эквайером. Это позволяет предлагать партнерам гибкие технологические решения и конкурентные финансовые условия, а на выходе пользователь получает стабильный сервис по оптимальной цене.

В целом мы предлагаем клиентам продукты исходя из задачи бизнеса. Например, банки и МФО мы обеспечиваем оффлайн-каналами по сбору платежей от их клиентов по кредитам и займам. При этом часто комиссия с клиентов за такие платежи не взимается.

Если говорить о выплатах, то здесь ключевыми задачами в разработке продуктов является автоматизация и адаптация сервисов. Для таксопарков мы предлагаем комплексный продукт выплат таксистам. Его основные преимущества – собственный удобный web-интерфейс и возможность делать массовые выплаты одной кнопкой.

Развитие White-label решений – еще одно важное для нас продуктовое направление. Оно позволяет компаниям внедрить финансовый продукт под своим брендом для повышения лояльности клиентов и роста дохода. Глобально мы продолжим работу над решениями открытого банкинга, в первую очередь, по модели «Bank-as-a-Service». Это позволит наиболее гибко и бесшовно интегрировать финансовые сервисы в инфраструктуру клиентов.


842
Последние интервью:
В отличие от рынка новых авто продажи автокредитов показывают последовательный рост

Наталья Русова

Коммерческий директор Русфинанс Банка

144
Ставки по вкладам будут снижаться и в дальнейшем

Наталья Базалей

Заместитель директора Дирекции некредитных продуктов и дистанционных каналов банка ТКБ

566
97% заявок на открытие счетов получены из дистанционных каналов

Алексей Любатинский

Заместитель руководителя блока «Цифровой бизнес» Локо-Банка

2179