Деятельность микрофинансовых организаций (МФО) подчиняется профильным законам Российской Федерации. Регулятором этих компаний является Центральный банк Российской Федерации. Независимо от тип. Будь то микрофинансовая (МФК) либо микрокредитная (МКК). Этот нюанс не влияет на направления и правила подачи жалоб. В случае нарушения каких-либо прав клиента.
Подача жалобы непосредственно в МФО
Первая инстанция, которая должна получить обращение клиента – сама компания по выдаче займов. Порядок действий должен предусматривать два этапа:
- Уведомление о проблеме.
Выполняется посредством направления письма по электронной почте. Либо через форму обратной связи на сайте МФО. Также стоит сообщить о замечании по телефону горячей линии.
- Письменная претензия на адрес головного офиса.
Направляется по почте. Ценным письмом.
Большинство конфликтных ситуаций урегулируется на данном этапе. В основном, связанных с недостаточным ознакомлением предоставляемых МФО продуктов.
Саморегулируемая организация
Каждая компания по выдаче займов обязательно должна быть участником профильной саморегулируемой организации (СРО). Данные организации контролируют свои компании. Точнее соответствие законодательным нормам и регулятивным актам предоставляемые ими услуги. В случае поступления сообщения о нарушениях, СРО проводит проверку своего участника. Также может инициировать проверку Центробанком.
Зачастую для реакции на жалобу ее достаточно направить в электронной форме. То есть по профильной электронной почте СРО. Зачастую указывается на сайте организации. При наличии, обращение стоит дополнить сопутствующими документами. Например, при удержании дополнительной комиссии желательно приложить скан договора займа с указанием отсутствия необходимости оплаты дополнительной услуги.
Центральный банк Российской Федерации
Мегарегулятор микрофинансового рынка. Контролирует выполнение всех пунктов обоих профильных для МФО законов. В частности, № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Также Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительком кредите (займе)». Фактически, жалоба в ЦБ РФ может направляться по любым конфликтам с МФО.
Наиболее удобный вариант обращения – интернет-приемная. Расположена на главной странице официального сайта регулятора. Способ равнозначен жалобе в письменной форме. Ответ на претензию поступает в виде скан-копии документа, заверенного подписью ответственного сотрудника Центробанка.
Прокуратура
Обращение в прокуратуру производится исключительно в формате личного посещения территориального органа правопорядка. В основном применяется при звонках по долгу, к которому человек не имеет никакого отношения. В частности, расценивается как вымогательство. То есть попадает под уголовную ответственность. Находится в юрисдикции органов правопорядка – прокуратуры.