Коллекторы.
Коллекторы.
6490 Автор: Дмитрий Калинин

Профессиональные взыскатели, регулирование которых начало вестись с 1 января 2017 года. Напрямую подчиняются требованиям Федерального закона № 230-ФЗ от 03.07.2016 года. В нем определены все права и обязанности коллекторов. Из этого следует, что вести диалог по долгу необходимо только с официальными взыскателями.

Каким требованиям должны соответствовать коллекторские агентства

Применяется ряд юридических условий. Например, наличие договора страхования за причиненные ущербы клиентам, уставной капитал не менее 10 000 000 рублей и т.п. Эти нюансы проверить простому гражданину сложно. Поэтому стоит использовать другие доступные нюансы и требования.

  1. Государственный реестр юрлиц, ведущих деятельность по возврату долгов.
  2. Официальный сайт.
  3. Реестр операторов персональных данных.

Государственный реестр коллекторов

Ведет его Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Соответственно, ознакомиться с реестром можно на сайте этого государственного органа. Достаточно перейти по данной ссылке. Ознакомление с информацией дает три немаловажных нюанса.

  1. Удостоверение факта наличия записи в государственном реестре. То есть ведение бизнеса юридическим лицом по взысканию долгов законно.
  2. Получение идентификационных данных. Например, ОГРН и ИНН. Они требуются для дальнейшей проверки. Либо составления жалоб.
  3. Ознакомление с точным доменом официального сайта взыскателей.

Официальный сайт

Должен быть у каждого коллекторского агентства. Без исключения. Требование пункта 7 части 1 статьи 13 профильного Федерального закона. Ознакомление с интернет ресурсом обязательно. Это позволяет убедиться в законности ведения деятельности. Также дает информацию о юридическом лице и контактных данных. Их можно использовать при необходимости направления жалобы.

Реестр операторов персональных данных

Его ведет Роскомнадзор. Для проверки наличия информации о взыскателе потребуется перейти по этой ссылке. Указать идентификационную информацию коллекторского агентства. Название, номер в реестре операторов либо идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Лучше использовать последний вариант – ИНН. Его наиболее просто найти. Также исключается вероятность ошибки, которая высока в случае применения названия.

Требование о включении юридического лица в данный реестр указано в пункте 8 части 1 статьи 13 Федерального закона № 230-ФЗ. Отсутствие информации о коллекторах говорит о незаконности ведения деятельности. В частности, возможности хранения и обработки персональных данных должников.

Что могут коллекторы по закону

Как часто можно звонить, писать и встречаться с должником

Профессиональные взыскатели имеют право контактировать с должником в любой форме. По телефону, лично, посредством электронной и письменной переписки. Ограничено только количество таких взаимосвязей.

  • Личные встречи – не более 1 раза в неделю.
  • Телефонные переговоры – максимум 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц.
  • Сообщения (электронные, телефонные и т.д.) – не более 2 раз в сутки, 4-х в неделю, 16-ти в месяц.

Также применяется ограничение по времени для всех вариантов взаимодействия с должником. Его нельзя беспокоить никаким вариантом:

  • В будние дни с 22-00 до 8-00.
  • В выходные (суббота, воскресенье и государственные нерабочие дни) с 20-00 до 9-00.

В расчет применяется время места жительства или нахождения должника. Вне зависимости от расположения взыскателя.

Например, если коллекторское агентство находится в Москве, а должник зарегистрирован и проживает в Приморском крае, то ориентиром является Владивостокское время. Столичное не играет никакой роли. Также не важен внутренний распорядок профессиональных взыскателей.

Могут ли звонить третьим лицам

Коллекторы могут контактировать с третьими лицами. В том числе и родственниками должника. Правда, для возникновения такого права должно соблюдаться сразу два условия:

  1. Должник обязан предоставить письменное разрешение на подобную взаимосвязь.
  2. Третье лицо, в виде родственника, соседа, члена семьи и просто знакомого не должно выражать несогласия на проведение переговоров.

Коллекторы обязаны

Прекратить какие-либо действия по заявлению должника. Обращение составляется в письменной форме. Не ранее чем через 4 месяца после появления просрочки. Передача производится одним из трех вариантов:

  1. Через нотариуса;
  2. Письмом с уведомлением о получении;
  3. Лично в руки коллекторам под расписку.

Фактически, обязанность коллекторов прекратить взыскание по заявлению клиента, дает возможность должнику попросту оградиться от какого-либо контакта с ними. До момента судебного разбирательства.


При любом контакте с должником коллекторы обязаны сообщать о себе максимальный объем информации. О своей компании, кредиторе должника, объеме долга, юридических реквизитах и т.п. Это позволяет сразу произвести проверку соответствия компании по взысканию основным требованиям. То есть наличию сведений в реестре. Также дает возможность определить адресата для направления первичной жалобы.

Коллекторам запрещено

  • Применять физическую силу, а также причинять вред здоровью. Должнику или кому-либо еще.
  • Портить или уничтожать имущество.
  • Использовать угрозы применения обоих вышеуказанных запретов, убийства и т.д.
  • Применять методы взыскания, которые несут в себе опасность нанесения вреда жизни и здоровью граждан.
  • Использовать давление на должника и его окружение в виде выражений, унижений и прочих психологических приемов.
  • Вводить в заблуждение собеседника. Например, объемом задолженности, природой ее возникновения, последствиями за неуплату и т.д. и т.п.

Как общаться с коллекторами

Всегда необходимо вести диалог максимально корректно. Независимо от типа контакта. По телефону или лично. Также стоит производить фиксацию диалога. С помощью видеокамеры или диктофона. Коллекторы также обязаны записывать разговор. Правда, для избежание случайной утраты соответствующего файла в агентстве, необходимо выполнять запись лично.

Процесс беседы выглядит следующим образом:

  1. Взыскатель полностью представляется. Сообщает компанию, которую представляет. Свои ФИО, должность. Долг, по которому производится обращение.
  2. Должник уточняет дополнительные нюансы. Например, юридический и фактический адрес коллекторского агентства. Может потребоваться для письменной переписки. Контактные телефоны службы поддержки. Для возможного уточнения необходимых нюансов.
  3. Клиент проверяет соответствие компании законодательным нормам. Например, наличие в реестрах.
  4. При отсутствии записи в госреестре о компании, продолжать беседу нет смысла. Такое юридическое лицо не имеет права производить взыскание. Стоит всю информацию передать в соответствующие контролирующие органы. Также написать претензию своему кредитору. На каком основании он разглашает данные агентствам, не соответствующим законодательным нормам.
  5. В случае соблюдения всем требованиям стоит выслушать предложение взыскателей. В некоторых случаях может предоставляться выгодная реструктуризация долга. Например, списание части просрочки при единовременной выплате основной доли задолженности.
  6. Соглашаться на предложения о реструктуризации или нет – право должника. То есть никто не обязывает сразу же заключать соглашения об изменении условий долгового обязательства. Если они невыгодные – нет смысла проводить сделку.
  7. При простом напоминании о долге стоит сообщить, что выплатить его попросту нечем. В случае отсутствия денег. Необходимо помнить, что отказываться от погашения нельзя. Можно лишь сообщать об отсутствии возможности, но наличии желания. Соответственно, погашение будет выполнено при первой возможности. Когда она появится – неизвестно. Если отсутствует стабильный источник дохода у должника.

При малейших угрозах или других нарушениях необходимо прекращать беседу. Вступать в конфликт нет смысла. Таким образом добиться ничего не получиться. Лучше применить законные варианты борьбы с недобросовестными взыскателями. Например, подачей жалобы о нарушении прав должника. Либо звонке юридического лица, которое не может заниматься работой по возврату долга. В частности, из-за отсутствия записи о нем в реестре.

Тест: Коллекторы.
Вопрос 1 из 4
На сайте каких органов можно проверить легальность ведения бизнеса коллекторским агентством?
Тест: Коллекторы.
Вопрос 2 из 4
Какое количество раз коллекторы могут звонить должнику?
Тест: Коллекторы.
Вопрос 3 из 4
В какое время в выходные дни и государственные праздники могут звонить коллекторы должнику?
Тест: Коллекторы.
Вопрос 4 из 4
Как необходимо общаться с коллекторами.
введите символы

сменить картинку