Профессиональные взыскатели, регулирование которых начало вестись с 1 января 2017 года. Напрямую подчиняются требованиям Федерального закона № 230-ФЗ от 03.07.2016 года. В нем определены все права и обязанности коллекторов. Из этого следует, что вести диалог по долгу необходимо только с официальными взыскателями.
Каким требованиям должны соответствовать коллекторские агентства
Применяется ряд юридических условий. Например, наличие договора страхования за причиненные ущербы клиентам, уставной капитал не менее 10 000 000 рублей и т.п. Эти нюансы проверить простому гражданину сложно. Поэтому стоит использовать другие доступные нюансы и требования.
- Государственный реестр юрлиц, ведущих деятельность по возврату долгов.
- Официальный сайт.
- Реестр операторов персональных данных.
Государственный реестр коллекторов
Ведет его Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Соответственно, ознакомиться с реестром можно на сайте этого государственного органа. Достаточно перейти по данной ссылке. Ознакомление с информацией дает три немаловажных нюанса.
- Удостоверение факта наличия записи в государственном реестре. То есть ведение бизнеса юридическим лицом по взысканию долгов законно.
- Получение идентификационных данных. Например, ОГРН и ИНН. Они требуются для дальнейшей проверки. Либо составления жалоб.
- Ознакомление с точным доменом официального сайта взыскателей.
Официальный сайт
Должен быть у каждого коллекторского агентства. Без исключения. Требование пункта 7 части 1 статьи 13 профильного Федерального закона. Ознакомление с интернет ресурсом обязательно. Это позволяет убедиться в законности ведения деятельности. Также дает информацию о юридическом лице и контактных данных. Их можно использовать при необходимости направления жалобы.
Реестр операторов персональных данных
Его ведет Роскомнадзор. Для проверки наличия информации о взыскателе потребуется перейти по этой ссылке. Указать идентификационную информацию коллекторского агентства. Название, номер в реестре операторов либо идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Лучше использовать последний вариант – ИНН. Его наиболее просто найти. Также исключается вероятность ошибки, которая высока в случае применения названия.
Требование о включении юридического лица в данный реестр указано в пункте 8 части 1 статьи 13 Федерального закона № 230-ФЗ. Отсутствие информации о коллекторах говорит о незаконности ведения деятельности. В частности, возможности хранения и обработки персональных данных должников.
Что могут коллекторы по закону
Как часто можно звонить, писать и встречаться с должником
Профессиональные взыскатели имеют право контактировать с должником в любой форме. По телефону, лично, посредством электронной и письменной переписки. Ограничено только количество таких взаимосвязей.
- Личные встречи – не более 1 раза в неделю.
- Телефонные переговоры – максимум 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц.
- Сообщения (электронные, телефонные и т.д.) – не более 2 раз в сутки, 4-х в неделю, 16-ти в месяц.
Также применяется ограничение по времени для всех вариантов взаимодействия с должником. Его нельзя беспокоить никаким вариантом:
- В будние дни с 22-00 до 8-00.
- В выходные (суббота, воскресенье и государственные нерабочие дни) с 20-00 до 9-00.
В расчет применяется время места жительства или нахождения должника. Вне зависимости от расположения взыскателя.
Например, если коллекторское агентство находится в Москве, а должник зарегистрирован и проживает в Приморском крае, то ориентиром является Владивостокское время. Столичное не играет никакой роли. Также не важен внутренний распорядок профессиональных взыскателей.
Могут ли звонить третьим лицам
Коллекторы могут контактировать с третьими лицами. В том числе и родственниками должника. Правда, для возникновения такого права должно соблюдаться сразу два условия:
- Должник обязан предоставить письменное разрешение на подобную взаимосвязь.
- Третье лицо, в виде родственника, соседа, члена семьи и просто знакомого не должно выражать несогласия на проведение переговоров.
Коллекторы обязаны
Прекратить какие-либо действия по заявлению должника. Обращение составляется в письменной форме. Не ранее чем через 4 месяца после появления просрочки. Передача производится одним из трех вариантов:
- Через нотариуса;
- Письмом с уведомлением о получении;
- Лично в руки коллекторам под расписку.
Фактически, обязанность коллекторов прекратить взыскание по заявлению клиента, дает возможность должнику попросту оградиться от какого-либо контакта с ними. До момента судебного разбирательства.
При любом контакте с должником коллекторы обязаны сообщать о себе максимальный объем информации. О своей компании, кредиторе должника, объеме долга, юридических реквизитах и т.п. Это позволяет сразу произвести проверку соответствия компании по взысканию основным требованиям. То есть наличию сведений в реестре. Также дает возможность определить адресата для направления первичной жалобы.
Коллекторам запрещено
- Применять физическую силу, а также причинять вред здоровью. Должнику или кому-либо еще.
- Портить или уничтожать имущество.
- Использовать угрозы применения обоих вышеуказанных запретов, убийства и т.д.
- Применять методы взыскания, которые несут в себе опасность нанесения вреда жизни и здоровью граждан.
- Использовать давление на должника и его окружение в виде выражений, унижений и прочих психологических приемов.
- Вводить в заблуждение собеседника. Например, объемом задолженности, природой ее возникновения, последствиями за неуплату и т.д. и т.п.
Как общаться с коллекторами
Всегда необходимо вести диалог максимально корректно. Независимо от типа контакта. По телефону или лично. Также стоит производить фиксацию диалога. С помощью видеокамеры или диктофона. Коллекторы также обязаны записывать разговор. Правда, для избежание случайной утраты соответствующего файла в агентстве, необходимо выполнять запись лично.
Процесс беседы выглядит следующим образом:
- Взыскатель полностью представляется. Сообщает компанию, которую представляет. Свои ФИО, должность. Долг, по которому производится обращение.
- Должник уточняет дополнительные нюансы. Например, юридический и фактический адрес коллекторского агентства. Может потребоваться для письменной переписки. Контактные телефоны службы поддержки. Для возможного уточнения необходимых нюансов.
- Клиент проверяет соответствие компании законодательным нормам. Например, наличие в реестрах.
- При отсутствии записи в госреестре о компании, продолжать беседу нет смысла. Такое юридическое лицо не имеет права производить взыскание. Стоит всю информацию передать в соответствующие контролирующие органы. Также написать претензию своему кредитору. На каком основании он разглашает данные агентствам, не соответствующим законодательным нормам.
- В случае соблюдения всем требованиям стоит выслушать предложение взыскателей. В некоторых случаях может предоставляться выгодная реструктуризация долга. Например, списание части просрочки при единовременной выплате основной доли задолженности.
- Соглашаться на предложения о реструктуризации или нет – право должника. То есть никто не обязывает сразу же заключать соглашения об изменении условий долгового обязательства. Если они невыгодные – нет смысла проводить сделку.
- При простом напоминании о долге стоит сообщить, что выплатить его попросту нечем. В случае отсутствия денег. Необходимо помнить, что отказываться от погашения нельзя. Можно лишь сообщать об отсутствии возможности, но наличии желания. Соответственно, погашение будет выполнено при первой возможности. Когда она появится – неизвестно. Если отсутствует стабильный источник дохода у должника.
При малейших угрозах или других нарушениях необходимо прекращать беседу. Вступать в конфликт нет смысла. Таким образом добиться ничего не получиться. Лучше применить законные варианты борьбы с недобросовестными взыскателями. Например, подачей жалобы о нарушении прав должника. Либо звонке юридического лица, которое не может заниматься работой по возврату долга. В частности, из-за отсутствия записи о нем в реестре.