В 2018 году автокредитование на подъеме, его рост исчислялся двузначными показателями

В 2018 году автокредитование на подъеме, его рост исчислялся двузначными показателями

Государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам в 2018 году прекратила свое существование. Естественно, это должно было внести свои коррективы в рынок предоставления денег в долг на покупку транспортных средств. Хотя, как оказалось, влияние не стало критическим. Граждане в 2018 году более активно оформляли долговые обязательства для приобретения машин. Поэтому мы решили более детально разузнать о текущем состоянии российского рынка автокредитования у представителя одного из его лидеров - Алексея Бородавина, начальника управления продуктовой политики Русфинанс Банка.


- Все типы кредитования физических лиц, в том числе и автокредитование, в 2015 году переживали не самые благоприятные времена. Понятно, что уже прошло достаточно много времени, чтобы рынок вышел из кризиса, но все же для начала хотелось бы поинтересоваться о его состоянии на текущий момент 2018 года. Какой спрос на автокредиты? С какими более ранними периодами его можно сравнить, как в объемных, так и количественных показателях, и т.д.

- В 2018 году рынок автокредитования в России был на подъеме и его стабильный рост исчислялся двузначными показателями. По данным Frank RG, за I полугодие 2018 года банки выдали автокредиты на общую сумму около 260 млрд рублей или на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Высокий спрос был обусловлен, в первую очередь, действием государственных программ льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые предлагали заемщикам скидку в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля. Кроме того, сработал эффект отложенного спроса на автокредиты среди населения, которое в 2018 году перешло от сберегательной к кредитной модели потребления.

Этому способствовала стабилизация макроэкономической ситуации и привлекательные кредитные ставки от ведущих банков, которые до сих пор находятся на 5–летнем минимуме. Дополнительно спрос подстегивали различные программы лояльности и субсидирования ставок автопроизводителями и дилерами.


- В текущем году перестала действовать популярная государственная программа льготного автокредитования. Понятно, что такой факт не мог не повлиять негативно на спрос на автокредиты. В то же время было бы интересно – разрабатывают ли сами банки специальные кредитные программы для автобрендов с привлекательными процентными ставками?

- Действительно, льготные автокредиты пользовались большим спросом, однако объем субсидий был ограничен. С начала 2018 года была отменена программа субсидирования ставок, а в мае Минпромторг объявил и о завершении программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». На сегодня последние две программы доступны только для жителей Дальневосточного федерального округа.

Завершение основой части госпрограмм, безусловно, снизило спрос на автокредиты. Но рынок сохранил запас прочности, и данное решение не спровоцировало критического обвала.

На данный момент спрос на автокредиты во многом поддерживают именно специальные кредитные программы от банков для автопроизводителей. Например, в сентябре Русфинанс Банк предложил новые тарифы покупателям автомобилей от автопроизводителя Lifan Motors Rus. Представленные в России модели Lifan можно приобрести по ставке 0,1% годовых на срок от двух до пяти лет. Для клиентов Mazda реализуется кредитное предложение со ставкой 1,9%, Hyundai – 6,9%, В августе банк снизил ставки по кредиту на 1% на большинство моделей KIA, а в марте предложил кредит на привлекательных условиях практически на весь модельный ряд JAGUAR и LAND ROVER.


- Понятно, что автокредиты, наверное, наиболее зависящий тип долгового обязательства от спроса на самом рынке реализации товаров, для которых они предназначены. Но все же хотелось бы поинтересоваться – какой средний чек займа в вашем банке и какие марки машин чаще приобретаются за счет заемных средств? И сильно ли эти показатели отличаются от спроса на самом авторынке?

- Русфинанс Банк предлагает широкую линейку кредитных программ. Мы сотрудничаем с 20 автопроизводителями, кредитуя покупку как новых, так и подержанных автомобилей разной ценовой категории. С нашей помощью клиенты чаще всего покупают автомобили, входящие в национальный рейтинг самых продающихся марок. 8 из 10 оформленных в кредит в Русфинанс Банке автомобилей входят в ТОП-10 самых популярных марок в России.

Средняя сумма кредита на новый автомобиль у нас в районе 700 000 руб.

Если говорить о структуре, то она конечно отличается от структуры на рынке авто и это связано с наличием в Банке специальных программ


- А какие транспортные средства пользуются большей популярностью именно в автокредитовании – подержанные или новые? И почему именно такая ситуация, по вашему мнению?

- Русфинанс Банк предлагает приобрести в кредит как новые, так и подержанные автомобили от российских и иностранных брендов в любой ценовой категории. С тарифами можно ознакомиться на официальном сайте банка, позвонив в центр обслуживания клиентов или написав онлайн.

Безусловно, наибольшим спросом пользуется автокредиты на покупку новых автомобилей. В этом сегменте предлагаются самые привлекательные условия кредитования, в результате чего доля кредитных продаж достаточно высока.

При этом все большую популярность приобретает покупка подержанных автомобилей в кредит. Это связано со снижением банковских ставок на данную услугу и интересом официальных дилеров к этому сектору. Дилеры создают отдельные подразделения по продаже автомобилей с пробегом. В ближайшее время рынок пополнится б/у автомобилями, которые приобретались в кредит в рамках специальных программ с обратным выкупом.


- Отдельно было бы интересно узнать о наиболее популярных каналах первичного обращения клиентов по вопросу автокредита. Какая доля заемщиков подает заявки через ваши офисы, онлайн и в автосалонах? И изменяется ли доля данных каналов в течение последних, например, 2-3 лет?

- Для оформления кредита не обязательно посещать отделения банка. Мы сотрудничаем более чем с 2000 автодилеров и автосалонов по всей стране. На текущий момент автосалоны являются для нас основной точкой общения с клиентами.

Предварительную консультацию можно получить и в круглосуточном центре обслуживания клиентов, через соцсети или написав сообщение по электронной почте.

Все больше клиентов пользуются новым цифровым сервисом Русфинанс Банка для подачи онлайн-заявки на автокредит на официальном сайте. Вы вводите минимальный набор персональных данных, предоставляете информацию о марке и о модели автомобиля, его стоимости и о размере первого взноса в рублях. Далее представитель банка в течение пары минут связывается с вами, рекомендует оптимальную кредитную программу и ближайший дилерский центр для подбора вариантов.


- Если взять текущую ситуация автокредитования в России, то как бы вы оценили показатели деятельности своего банка? Насколько достаточна, по вашему личному мнению, доля вашего кредитного портфеля в общем объеме долговых обязательств россиян по данному типу займов, насколько быстро вы наращиваете кредитный портфель относительно конкурентов и т.д.?

- Оцениваю текущие позиции банка как весьма крепкие. Предыдущие два года мы занимали первое место по количеству выданных автокредитов, опережая конкурентов.

По объемным показателям сейчас у нас третье место, как по продажам, так и по портфелю. Но это специфика нашей работы – большинство продаж происходит в массовом сегменте. Тем не менее и в премиальном нам есть, чем гордится: мы занимаем первое место по финансированию покупок Porsche и Land Rover/Jaguar.

У нас есть проект с Mazda, в рамках которого мы предоставляем сервис кредитования клиентов и финансирования дилеров. Это уникальный опыт взаимодействия с автопроизводителем можно сравнить со схемой работы кэптивных банков, специализирующихся на кредитовании определенных автобрендов.

Мы планируем постепенно увеличивать долю на рынке за счет улучшения качества работы с клиентами и дилерами, путем внедрения новых клиентоориентированных сервисов.


- В завершении хотелось бы узнать о прогнозах на оставшуюся часть текущего года. В частности, достижении поставленных вами с начала года задач, внедрении новшеств, перспективах рынка автокредитования в целом по России и т.д.

- Мы позитивно смотрим в будущее. По нашему прогнозу год будет закрыт с хорошим приростом как по автомобильному рынку, так и рынку автокредитования. Не видим предпосылок, чтобы это не случилось.

Для нас предыдущий год был рекордным с точки зрения выдач. А по итогам I-го полугодия 2018 года портфель автокредитов Русфинанс Банка достиг рекордного уровня за последние 10 лет и составил 90,9 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года рост превысил 11%.

В этом году мы планируем достичь новых высот. Все это стало возможно благодаря качественному взаимодействию с нашими партнерами и клиентами, а также проактивным усилиям сотрудников банка, которые ежедневно работают над улучшением текущих сервисов и разработкой новых.

Если говорить о новшествах, то в этом году мы первыми в стране запустили цифровой сервис по предварительному одобрению кредитных заявок и сейчас занимаемся его развитием. Первыми предложили клиентам в Hyundai продукт, четко отражающий полную стоимость владения автомобилем. А это уже шаг в новую эру взаимодействия клиента, дилера и банка.

В общем, мы не только позиционируем себя лидерами рынка, но и реализуем соответствующую стратегию. И очень приятно, что она находит соответствующий отклик и поддержку у партнеров и клиентов.


393 A
Последние интервью:
Рынок ориентируется на онлайн — такой вид продаж легче контролировать и масштабировать

Сологуб Павел Аркадьевич

Генеральный директор МФК «До Зарплаты»

104
Основная цель - стать первой картой в кошельке клиента

Алексей Щавелев

Директор дирекции перекрестных продаж и кредитных карт ОТП Банка

83